Это скорей не отчет, а описание маршрута для тех, кто захочет его повторить. Возможно, те кто читал другие мои отчеты, сочтут данный опус немного скучноватым и суховатым. Звиняйте! )
На северо-западной части современной республики Карелия вдоль берегов реки Выг более 150 лет существовала и процветала республика именуемая Выгорецией. Населялась республика преимущественно староверами не принявших реформы Никона и оставшихся верным религиозным традициям своих отцов и дедов. Их вера была настолько сильна, что за нее готовы были с мечем стоять и голову сложить. В петровские времена Выгореция добилась экономического процветания, духовная жизнь так же не стояла на месте. Строились новые обители, издавались книги, писались уникальные иконы. Выговцы активно торговали с соседями, проводили ежегодные экспедиции на Новую землю и Шпицберген. При Александре I власти увидели в своенравной Выгореции угрозу, староверы в очередной раз подверглись гонениям. Обители и часовни запечатывались, церковные книги и принадлежности вывозились. Самих же староверов выселяли. Где-то в 1850 году Выгореция прекратила свое существование. Приход советской власти еще больше усугубил положение в регионе. Строились лагеря для осужденных и силами «заключенных каналоармейцев» (сокращенно «з/к») был построен Беломоро-Балтийский канал. В результате стройки уровень воды в Выгозере повысился на 7 метров, что способствовало затоплению некоторых селений. Под воду ушла и большая часть земель, по которым, предположительно, проходила «Осударева Дорога». Но, в отличии от «Осударевой Дороги», существование которой у ряда историков вызывает сомнения, существование Выгореции – исторический факт. В наше время территория Выгореции – края глухие и малонаселенные. Лишь старинные дороги и тракты соединяют брошенные селения и урочища. Нам предстоит узнать, что из себя представляет современная Выгореция.
Для этого взят недельный отпуск, а в качестве транспортного средства будет использована подготовленная нива, укомплектованная водителем и штурманом. За основу маршрута взят кусок трека «Осударевой Дороги». (Без заезда в Нюхчу и на мыс Вардия).
Итак, имеем: Одна нива, одна неделя, 2 человека, 500км пробега от заправки до заправки и 3000км общего пробега. Режим езды неторопливый. Полдня едем, полдня отдыхаем (за исключением доездинга туда и обратно).
Выезд ранним утром 28 сентября. Суббота. В четыре часа дня пересекаем границу Ленинградской области и мы в Республике Карелия.
Недалеко от Олонца, на реке Олонка, ищем место для стоянки.
Поиски заводят нас в болото с гатями.
Борьбы с бездорожьем у нас на этот день в наших планах незначиться, возвращаемся ближе к дороге и встаем лагерем в красивом бору на крутом берегу реки Олонка.
Кушаем, отдыхаем, пытаемся разжечь костер. Безуспешно. Будем считать себя экотуристами.
Над головой периодически пролетает указатель на юг.
Целый день до этого ехали в машине с неработающей печкой. Опустившаяся на наш лагерь ночь приносит прохладу. Греемся у газовой плитки, ночной холод оказывается сильней. В девять вечера уходим спать. Ночью палатку окутывает холодный туман, из-за чего она сильно отсыревает.
В 7 утра подъем, завтрак на скорую руку и недолгие сборы.
Выезжаем на асфальт, погоды стоят дивные, но солнце не прогрело воздух и в кабине у нас дубак.
Заезжаем в Пряжу. Ищем магазин автозапчастей и рыболовный. Запчасти работают, рыболовный закрыт. Докупаем расходники, в частности – антифриз.
В На выезде с Пряжи заправляемся, обедаем и пытаемся выгнать воздух из печки.
Стало теплее, но только когда машина стоит. Едем дальше. На берегу реки Нива, фотографируем Ниву.
Заезжаем в Медвежьегорск заправиться. Киров по прежнему что-то нам указывает.
Заезжаем в «Магнит» немного докупить продуктов.
Ищем рыболовный магазин, поиски заводят нас на берег Онеги.
Так и не найдя наживки, выезжаем опять на трассу. Погода как зебра.
Полоса черная.
Полоса белая.
Это наша погода на предстоящую неделю. Солнце, а через несколько минут набегают тучи и начинается дождь.
Так и едем до Беломорска.
В Беломорске у дамбы на ВикиМапии значатся петроглифы. Пытаемся искать, лазая по камням.
Ловим языка из местных. Он говорит, что тут петроглифов нет. Где-то на платине есть музей, который почти все время закрыт. В итоге узнаем у него как доехать к петроглифам. Едем по его легенде, потом 1,5км идем пешком. Практически в темноте приходим к петроглифам.
Ищем каракули на камнях. Сначала находим лишь трещины.
Все же находим наскальную живопись.
Лосей
И жирафов
С Залавруги к машине идем уже практически в темноте.
Едем в гостиницу, номер в ней мы забронировали еще в Медвежьегорске. Селимся в номер, после чего идем в кафе поужинать и отведать карельского бальзаму.
На ресепшине берем пароль от местного вайфая и залезаем проверить интернеты. Интернет на удивление шустрый. Моемся и ложимся спать.
30 сентября. Понедельник.Встаем по будильнику, но долго не можем вылезти из кроватей. В номере прохладно: из отопления только теплый пол в ванной. В ресторане завтракаем и в начале десятого покидаем гостиницу. А вот как постояльцы гостиницы возле нее паркуются.
Едем на заправку, после пытаемся найти рыболовный. Дожидаемся открытия одного из магазинов в десять. Опять фиаско. Никакой наживки нет, кроме искусственного опарыша. Мы сознательно не покупали наживку в Москве, чтобы не загубить ее в дороге. А тут оказывается, что она дефицит. Проехались немного по городу.
Может из-за погоды, но город показался немного угрюмым
Покидаем город Беломорск, на выезде немного приспускаем колеса.
Въезжаем в старинное поморское село Вирма.
Село, прежде всего, достопримечательное классической поморской застройкой и старинной деревянной церковью Петра и Павла, построенной в 1696г.
В селе около 20 жилых домов, но и сюда добрались «дачники».
Река Вирма, разделяет село на левобережную и правобережные части.
Покидаем село и решаем, что колеса спущены недостаточно, нужно стравить еще.
Становится лучше. Грейдер только с виду ровный. На деле каждую ямку ощущаешь пятой точкой.
Спущенные колеса позволяет немного увеличить скорость. И мы въезжаем в еще одно старинное село Сумской Посад.
Это село одно из старейших поморских поселений. Основано в XV веке новгородцами. Долгое время принадлежало Марфе-посаднице, однако, в 1452 году было передано во владение Соловецкому Монастырю. Неоднократно подвергалось набегам шведов и даже казаков. Для защиты от набегов была построена крепость (острог), которая к нашему времени не сохранилась. Не сохранилась так же и каменная Никольская церковь постройки 1693г. Современная деревянная церковь является новоделом.
В селе есть железнодорожная станция на участке Беломорск-Обозерский. Пришлось даже немного подождать на переезде, пропуская товарняк.
Стоит село на обоих берегах реки Сума.
Покидаем Сумской Посад.
Решаем, что нужно начинать искать место под стоянку. Пробиваем съезды к живописным Карельским озерам.
Места для стоянок попадаются весьма достойные.
Однако не лишним бывают и подобные «мессаджи».
Решаем, что нужно икать место для стоянки подальше от цивилизации. Едем дальше. Проезжаем деревню Лапино. Деревня настолько старая, что табличка едва читается.
Переезжаем мост через реку Сума, построенный в 1925 году. До этого деревня занимала только правый, более высокий берег. На фото старая деревня слева.
Лапинцы – это первые «московские дачники», забравшиеся на север в XVI веке. Потомки основателей деревни родом из подмосковного Лапино, Ступинского района. Из поколения в поколение переходила поговорка «Лапино деревня – Москвы уголок».
Мы же покидаем деревню и движемся на юг.
Немного выше по течению реки Сума стоит молодой поселок Хвойный. Поселок построен в 50х годах прошлого века как поселок лесозаготовителей.
Сейчас рабочих мест в поселке фактически нет. Но поселок продолжает жить.
Рында
Трудно поверить, что когда население поселка превышало 2000человек.
Но само место, где стоит поселок, необычайно живописное. Не думаю, что жизнь уйдет из поселка навсегда.
Покидаем поселок и движем в сторону Воренжи.
По пути заезжаем в деревню Сумостров.
По названию не сложно догадаться, что поселок находится на острове в Сумозере.
В наше время большая часть поселка это база отдыха, постоянного населения практически нет, большая часть бывает наездами летом.
Покидаем остров.
Едем дальше на юг, от основной дороги к озеру ведут многочисленные съезды.
Мы же ищем место для лагеря на реке, или у устья. И вдруг неожиданность.
Оказывается - это построили мост.
Со старым мостом церемониться не стали.
Вот и подходящие место для стоянки.
Здесь в губу впадает две речки.
Погода начинает налаживаться.
Пытаемся немного просушить нашу палатку.
Рыбы наловили мало, поэтому на ужин картошка с сардельками.
Ночь опускается на наш лагерь
1 октября. Вторник.Утром просыпаемся, наскоро завтракаем яичницей.
Не сложно догадаться, что костер прошлой ночью у нас в очередной раз не получился.
Раз уж мы экотуристы, то рыбу, пойманную накануне, мы отпустили.
Собираем наш лагерь.
И двигаемся дальше в путь.
Если бы шли классическим маршрутом «Осударевой дороги», то нам нужно было бы свернуть налево.
Мы же едем прямо.
Дорога становиться менее накатанной.
Появляются первые лужи.
На всякий случай решаем подключить шнорхель.
Карабкаемся в гору.
Перед мостом через реку Илеменза пробиваем отворотку. По карте она идет прямо до озера. На деле же заканчивается рыбацкой стоянкой.
Далее идут болота.
Видно, что данное место посещаемо, лодка просмолена и спущена на воду.
Хотя мне кажется, что тяжеловато ходить на лодке по такой речке.
Будем искать место для стоянки более живописное. Едем дальше к реке Сума. Здесь она не такая полноводная.
А вот одна из табличек «Осударевой Дороги» Сумской Ям.
Чучело, стоящее среди тайги.
Бытовка лесозаготовителей.
Ну и лужи. Куда без них.
Так сами того не заметив проехали большую часть маршрута. Впереди Валдай. Времени вечер, а нам неплохо бы разжиться бензином. У нас он есть, но впереди еще сложный участок маршрута. Не хотелось бы обсохнуть. Поэтому встаем на берегу Выгозера недалеко от деревни Вожмогора. А с утра уже поедем в Валдай, искать бензин.
Рыбачим.
Ну и отдыхаем.
С рыбой у нас опять пролет. Поэтому макароны по-флотски.
2 октября. Среда.Утром пытаемся рыбачить, погода налаживается, но рыба об этом не знает.
Собираем вещи. Складывая сумку с рыболовными принадлежностями, обнаруживаем эмигранта нелегала.
Едем в поселок Валдай. Заезжаем в магазин купить газировки и узнать на счет заправки.
Заправки в селе нет. Раньше была, по талонам. А сейчас только если у частников купить. Прямо при нас продавец и покупатель начинают звонить знакомым и не знакомым людям уточнять, есть ли у них бензин. Результат не утешительный. Все на сборе ягод. Бензин был вчера и будет завтра. Но нам нужен сегодня. Едем дальше. Подъезжаем к гаражам, рядом с которым стоит полицейский УАЗик. Здороваемся и спрашиваем на счет бензина. Вышедший мужчина говорит, что бензина нет, но уточняет сколько нужно. Нам нужно не много 10-20 литров. Из глубины гаража выходит полицейский. Спрашивает нас; откуда мы и куда. Очень удивляется, узнав, что мы едем на одной машине с Беломорска на Петровский Ям. Называет нас отчаянными, но при этом в помощи не отказывает, пытается кому-то дозвониться. С его слов весь бензин скупили квадроциклисты проехавшие несколькими днями ранее. Их следы мы видели по дороге на Валдай. В итоге мужчина, который вышел из гаража первый, согласился продать нам 10 литров бензина. Мы были готовы заплатить даже 50р за литр, однако после того как мы перелили его бензин в канистру он сказал что с нас 300р. Мы удивились. Он же извинился за то, что не может продать по 29.80, так как у него нет мелочи на сдачу. В очередной раз убеждаюсь в отзывчивости людей, живущих на севере. Даже полицейский, которого мы повстречали, прежде всего, выполнял свою работу. Предупредил нас об опасности одиночного путешествия, рассказал о том, как много в этом году порушили мостов. Вроде бы даже кому-то вызывали эвакуатор. Спасибо и низкий поклон таким людям.
Мы же, осознавая все риски нашего путешествия, поехали дальше. К сожалению, в поселке нет таблички с названием, что бы сделать традиционное фото машины рядом с ней. Но этот поселок оставил самые теплые воспоминания.
Летим по накатанному грейдеру и пролетаем нужный нам поворот.
Проехали мост, сделанный основательно, но уже порядком подуставший. Как сказал нам полицейский в Валдае: «С годами только коньяк становиться лучше, все остальное портится».
Дорога тоже лучше не стала.
Где-то тут мы первый раз немного застряли.
Однако стоило мне переобуться в сапоги и выйти из машины, как машина чудным образом поехала.
Дорога то вверх, то вниз.
А вот и поворот на Петровский Ям.
Дорогой можно назвать уже с натяжкой.
А вот и первая засада. Лебедка нам в помощь.
Далее дорога становится немного лучше. Решаем передохнуть.
Почти уже на подъезде к Петровскому яму дорога опять портится, появляется колея, а в колле массивные булыжники. Один такой преградил нам дорогу, громко стучась об подвеску. Пришлось опять просить лебедку о помощи.
А вот уже и Петровский Ям с памятной табличкой.
На этом месте в зимой 1942 г. стояла тыловая мед. часть. Ночью 12 февраля финский диверсионный отряд подошел к спящей деревни и поджег здание больницы. Разыгрался сильный пожар. Те, кто успел проснуться и выбежать в одном нижнем белье на мороз, тут же получали пулю. Не пощадили никого, даже медсестер в белых халатах.
Видно, что совсем недавно тут кипела жизнь.
Сейчас из местных жителей только гуси. Они здесь облюбовали удобный спуск к воде.
Каждый раз, когда нужно было помыть кружку, или набрать воды, приходилось их упрашивать уплыть восвояси.
Немного пробежались со спиннингом по берегу. Результат нулевой. Слишком долго здесь жил человек и слишком много мусора хранят в себе эти с виду спокойные воды. Постоянные зацепы и риск оставить блесну.
Ставим лагерь.
Ну и традиционно пытаемся разжечь костер.
Костер даже немного погорел.
Рыбы не поймали, дичь уплыла, будем довольствоваться сардельками.
Ужинаем и ложимся спать.
3 октября. Четверг.Утро поразило своей тишиной. Полной тишиной. На озере полный штиль, даже чайка летала вдоль берега в тишине. За время своего полета, она не сделала даже попытки сорваться к воде. Видимо, действительно рыбы нет. Мы же завтракаем, собираемся. И через какое-то время не остается даже намека что кто-то тут ночевал.
На обратном пути фотографируем то, что не сфотографировали вчера. Основательный каменный фундамент.
Остатки забора.
И какой-то сарай, вросший в землю.
Опять колеи с камнями.
Да и болото за ночь не куда не делась.
Все то же самое что вчера, но в обратной последовательности.
Выезжаем с отворотки на Петровский Ям и продолжаем скакать по камням.
Видно, что дорогой не часто, но пользуются. Все завалы пропилены.
Постепенно дорога становится лучше. Не автобан, но уже спокойно едем 20-30км/ч
Пешеходы бросаются прямо под колеса.
Начинают попадаться первые заброшенные деревни.
Деревни хоть и не жилые, но поля вокруг них тщательно выкошены.
Дороги двух полосные, с отбойником.
Мосты все еще крепкие.
Местами.
А местами новодел.
Как поэтому можно ездить, для нас так и осталось загадкой.
Зачем сооружать такой мост, если рядом есть хороший брод.
Решили не тратить 1,5-2 часа на преодоление этого моста. В отчетах мы читали про то, как его строили 4 часа и про то, как другие экипажи тратили несколько часов на проезд через него. У нас даже были с собой скобы для крепления бревен, но мы сочли это напрасным трудом. Ближайшее половодье смоет этот мост.
А брод останется.
После этого моста, места становятся более обжитыми.
Да и мосты более основательные.
Дороги – грейдерный автобан.
Все боялись на повороте поймать встречку.
Цивилизация уже рядом. Ищем место для последней ночевки в Выгореции.
Находим одного такое прямо на берегу реки Выг
Разбиваем лагерь.
Рыбачим.
Наконец-то удалось сварить уху.
Как обычно ужинаем и ложимся спать.
4 октября. Пятница.Наше последнее утро в Вогореции радует нас солнечной погодой.
Очень не хочется покидать это место. Но нас ждет мегаполис с его суетой и взятым на себя обязательствами.
Выг, мы еще к тебе вернемся.
В Лобском качаем колеса.
И движемся в сторону Пудожа.
В Пудоже по привычке фотографируемся около таблички. Заправляемся.
Обедаем в кафешке.
В начале пятого покидаем гостеприимную Карелию.
В Вытегре заезжаем на заправку.
И хорошая новость для тех кто любит путешествовать в тех краях. Утомительный грейдер под Вытегрой ликвидирован.
Свежий асфальт и новая разметка.
Проезжаем Вытегру, на озере Ковжское, находим неплохое место для ночевки.
Видно, что место часто посещаемое. Те, кто сюда приезжают за местом следят. Нет куч мусора, выстроены времянки.
Кухня.
Душевые, или баня?
Дрова укрыты от дождя. Но мы, по традиции без костра.
Пытались немного половить, но без лодки тут делать особо не чего. Пляж.
5 октября. Суббота.С утра собираемся и покидаем место, оставив все на своих местах.
Большой плюс возвращаться домой в субботу. Это минимальный трафик. Мы лишь немного потолкались на светофорах в Вологде и Ярославле.
В Москве были где-то около 12 ночи.
Итоги поездки:Пройдено:
3084 кмИз них по грунтовым дорога:
360 кмИстрачено бензина:
338,46 литров.Затраты на бензин и питание:
27200 рублей.Вместо Эпилога.
Для тех, кому интересна история Выгореции. И что способствовало ее образованию.
Началось все с реформ Никона, во времена правления царя Алексея Михайловича. Те кто реформы не принял, были названы «раскольниками», сами же они называли себя старообрядцами.
1651-1667 гонения старообрядцев в связи с реформами Патриарха Никона.
С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах.
С 1676 года начинаются массовые самосожжения, только по документально зафиксированным сведеньям погибло 20000 старообрядцев. 1681 массовое восстание старообрядцев в Москве, а в 1682 в Пустозерске сжигают протопопа Аввакума, после чего через 3 дня в возрасте 20 лет скончался царь Фёдор Алексеевич, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Это вызвало очередные волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей — малолетних Ивана V и Петра I при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.
В 1669—1676 гг. Соловецкий монастырь осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям. К моменту взятия монастыря в нем почти не осталось монахов. Кто-то погиб, а кто-то покинул монастырь.
До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола. В 1685 году был издан указ — «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом).
В 1694г основывается Выгорецкая обитель как непосредственный преемник Соловецкого монастыря в деле защиты старой веры, открыто выступившего против церковной реформы патриарха Никона и восемь лет выдерживавшего осаду царских войск. Выгорецкая обитель становится центром старообрядчества на Руси и становится негласной столицей Выгореции.
В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек.
В 1702 году Петр I посещает Выг и не трогает старообрядцев.
В начале 1716 года отменены Двенадцать статей и издан указ, согласно которому старообрядцы могут легально жить, но обязаны платить двойной налог.
В 1722 году на Выг (Олонецкая губерния), в старообрядческую общину ради миссионерства был отправлен иеромонах Неофит, он принес 106 вопросов, среди которых был опять вопросы о еретике Мартине и о Киевском соборе. Братья Денисовы в Поморских ответах снова провели подобный разбор ложности и подлога документа, найдя в нём множество откровенных топорных ляпов, и послали ответ Петру. Ответ прочитали, но старообрядцев на сей раз не тронули.
В 1837 году правительственной командой (по указу Николая I) были запечатаны часовни, в 1848 году — экспроприированы земельные владения, позднее стали выселяться и обитатели.
В 1855 году Выговская обитель прекратила своё существование.